Гибритный велосипед/ hybrid / cross / trekking

Так как маунтинбайк был рассчитан на езду по горным тропам, он был существенно прочнее всех других типов велосипедов, но обладал немалым весом и далеко не идеальными характеристиками при движении по шоссе: относительно плохим накатом и низкой курсовой устойчивостью. Сразу необходимо отметить, что «все прочие» велосипеды начала 80-х - это шоссейные, городские (или дорожные, как их классифицировали в нашей стране), так называемые сити-байки и складные велосипеды.
Чтобы было понятнее, о чем идет речь, стоит кратко описать эти типы. Шоссейные велосипеды предназначены, как и следует из их на­звания, для движения по шоссе, и абсолютно непригодны для езды вне хороших дорог в силу низкой прочности всей конструкции, очень узких шин, которые плохо ведут себя на рыхлых грунтах и сильно подвержены проколам, и очень низкой посадки с плохой обзорностью. Это, в первую очередь, спортивные велосипеды.
Сити-байки - велосипеды для удобного и неспешного передвижения по городу, позволяющие владельцу ездить на них в любой одежде, и почти не думать о техобслуживании велосипеда, так как и велосипедист, и все узлы хорошо защищены от грязи. Эти велосипеды представляют собой замену городскому транспорту или машине. Нередко на сити-байках можно встретить многоскоростную планетарную втулку с внутренним переключением передач. Они почти всегда оборудованы крыльями, под­ножками, багажниками, часто корзинами и электрооборудованием.
Главная черта складных велосипедов, бывших очень популярными в б0-х, - минимальные размеры в сложенном состоянии, позволяющие легко их перевозить в транспорте, и удобство хранения в городской квар­тире. Но такая конструкция негативно сказывается на ходовых качествах складных велосипедов и прочих характеристиках. Соответственно, сити- байки и складные велосипеды - вещи абсолютно неспортивные.
Различия в существовавших типах велосипедов были столь сущест­венны, что многие велосипедисты оказывались перед проблемой выбора. «А что, если мне нужен относительно прочный и проходимый велосипед, но я часто езжу по шоссе, не менее важны и хорошие ходовые качест­ва», или «мой стиль езды - быстрая езда по асфальту, но и грунтовые дороги вовсе не исключаются». Приобретать два велосипеда? Дорого, да и не всегда возможно заранее предугадать, по каким дорогам придется ехать в очередной поездке. Посоветовать в подобной ситуации что-либо конкретное было невозможно, ведь ни горный, ни шоссейный, ни городской велосипеды часто не удовлетворяли покупателей по целому ряду пунк­тов. Требовалось создание машины, сочетающих в себе лучшие качества различных типов велосипедов.
И через некоторое время на сцене появился новый тип велосипедов, который так и был назван - «гибрид». Велосипед взял себе от горного велосипеда прочную раму, широкий набор передач и мощные тормоза. От шоссейных и городских гибриду достались колеса большого диамет­ра (28 дюймов) с относительно гладкими покрышками средней ширины, порядка 35 мм. Такие колеса обусловливают хороший накат велосипеда при движении по асфальту и плотному грунту.
Само собой, раму сделали несколько легче, чем у горного велосипе­да. Геометрию подобрали так, чтобы обеспечить более высокую посадку велосипедиста, которая позволяет чувствовать себя более комфортно в длительных поездках, или в поездках с не очень высокой интенсив­ностью движения. В частности, каретка располагается ниже линии, соединяющей оси колес, а рулевая труба наклонена несколько сильнее для большей стабильности при движении велосипеда. Нередко вместо прямого руля на гибридном велосипеде можно встретить «8-образный» руль (бабочку). Вынос часто регулируется по высоте, а подседельный штырь - амортизированный.
Сейчас большинство гибридных велосипедов комплектуются ко- роткоходными амортизационными вилками с ходом 40-60 мм. Дисковые тормоза уже не редкость и на гибридах.
Кроме того, в виду более «гражданского», нежели спортивного назна­чения по сравнению с горными или шоссейными велосипедами, гибридные велосипеды нередко стали комплектоваться дополнительным оборудова­нием на любой вкус. Например, всевозможными щитками, багажником, подножкой, электрооборудованием и прочим. Но все дополнительное оборудование не является обязательным для гибрида, в отличие от сити-байка. Многие производители со временем вообще стали разделять гибридные велосипеды на два подтипа - кроссовые (cross) и прогулочные (trekking). Основной критерий такого разделения - отсутствие (для крос­совых велосипедов) или наличие (для треккинговых) дополнительного оборудования. И, соответственно, различно их назначение: кроссовые велосипеды ближе к спортивным, треккинги - именно прогулочные.
Есть отдельный подкласс гибридов - шоссейные гибриды. Отличия заключаются в более низкой посадке, жесткой вилке и (частично) шос­сейной трансмиссии.
Для тех людей, которым в первую очередь были важны хорошие ходовые качества на шоссе, были созданы так называемые «туринги» - туристические велосипеды. Это своего рода «гибрид» из гибрида и шос­сейного велосипеда. Их можно описать как шоссейные велосипеды с вытянутой для большего комфорта при езде и несколько более прочной рамой. Кроме того, на подобные велосипеды стали устанавливать более прочные колеса с шинами средней толщины диаметром 28 дюймов. Не стали редкостью и тормоза консольного, вместо клещевого, типа. По этим параметрам туринги близки к велосипедам для велокросса, столь попу­лярного в некоторых странах Западной Европы. Кроме того, диапазон передач туристических велосипедов шире, чем у шоссейных, но уже, чем у горных или гибридных. Но, в отличие от гибридов, туринги так и не получили широкого распространения.
В настоящее время в очень многих странах мира, в том числе и в России, гибридные велосипеды занимают второе место в объеме продаж после горных велосипедов.
Главное преимущество гибридного велосипеда - его универсаль­ность: при не очень значительном снижении внедорожных свойств, присущих горному велосипеду общего назначения, гибрид имеет заметно лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме полного бездорожья, и не собирается участвовать в соревнованиях.

Просмотров: 2979


Комментарий к этой заметке: