Велосипедная рама - Алюминиевые рамы

Алюминий, а вернее его сплавы, на сегодня является самым рас­пространенным материалом для изготовления рам. Неудивительно: на выходе с тайваньского завода простые алюминиевые рамы могут стоить 25 долларов. Не прикупить ли нам на «черный день» десяток-другой?
Если посмотреть на характеристики алюминия и его сплавов, то мы видим, что большинство из тех, что интересны нам, много хуже, чем у стали. Отчего тогда самолеты и космические корабли делают из сплавов алюми­ния? Вес - главный козырь «крылатого» металла (так иногда называют алюминий). У «солидной» стали удельный вес 7,85 грамм на один кубический сантиметр, а у алюминия - всего 2,7 грамма. Поэтому отношение его свойств к весу дает заметно лучшие результаты, чем у стали.
Если мы вспомним физику, то обнаружим такую зависимость: при увеличении диаметра трубы в два раза жесткость ее повышается в 8 раз (кубическая зависимость). При увеличении толщины стенки в два раза или при применении материала с большим коэффициентом упругости жесткость конструкции увеличивается линейно, то есть в два раза. Вот тут алюминий и выигрывает у стали: чем больше диаметр трубы, тем тоньше стенка - справедливо для обоих материалов. Но толщину стенки нельзя уменьшать беспредельно:нельзя же допустить, чтобы стенки рамы прогибалась от сжатия, скажем, пальцами. Минимальная толщина стенок для стали 0,4 мм, для алюминия — 0,8 мм. Сталь в этом случае остается су­щественно тяжелее. Вот если бы велосипеды делать надо было только из тонких труб...
Достоинства алюминиевых рам:

  1. высокая жесткость;
  2. позволят увеличить КПД велосипедиста;
  3. на алюминиевых рамах легче разгоняться, и они лучше «всхожи» на горки;
  4. несколько меньший, чем у стальных, вес рам;
  5. более низкая цена.

В чем же недостатки?

  1. рама хорошо передает тряску на велосипедиста;
  2. рамы накапливают усталость и разрушаются «без предупреждения»;
  3. алюминиевые рамы «не любят» легких седоков;
  4. срок жизни у этих рам меньше, чем у стальных.

Сегодня, пожалуй, в среднем ценовом диапазоне именно алюминиевые рамы являются наиболее разумным выбором для начинающего баш-сера.
Об алюминии ходят слухи, что он не подвержен коррозии. Это не вполне так Алюминий окисляется и покрывается тонкой пленкой окисла. Кстати, если эту пленку регулярно снимать, скажем, наждачной бумагой, то мож­но алюминиевую трубу протереть до дыр. Также «не любит» алюминий и соль, которой обильно посыпают наши дороги. Поэтому трубы и детали из алюминиевых сплавов должны иметь наружное защитное покрытие. Для этого лучше всего подходят лаковые краски. Но более элегантно выглядит защитное покрытие, получаемое в результате анодирования поверхности алюминия.
Формы алюминиевых труб бывают самыми разными. Отчасти это свя­зано с тем, что производитель стремится сделать красивую конструкцию, и тем, чтобы компенсировать негативные свойства жесткости алюминия, не уменьшая её прочности, и максимально снизить вес. Так как в поперечном направлении жесткость, как известно, благо. А в вертикальном излишняя жесткость - некоторый вред. Так появляются трубы, которые «выше и уже»: овальные или прямоугольные в сечении. Кроме того, часто приме­няются S-образные, если смотреть сверху, задние перья. Они несколько снижают вертикальную жесткость и увеличивают грязевой зазор.
Последнее достижение алюминиевого рамостроения - гидроформо- ванные трубы. Эта технология, которая базируется на свойствах несжи­маемой жидкости, позволяет сделать в раме различные выступы самой экзотической, чаще даже полезной формы. Раньше, чтобы увеличить сечение трубы, скажем, в самом напряженном месте соединения с дру­гими трубами, использовали сварку - к трубе просто приваривали еще кусок для прочности. Сегодня гидроформованием можно получить единую конструкцию необходимой формы. Это заметно повышает надежность (нет сварных швов) рам и технологичность их производства.

Просмотров: 1820


Комментарий к этой заметке: